Интервью с Мариной и Сергеем Дяченко

Марина и Сергей Дяченко

Марина и Сергей Дяченки – фантасты, известные и любимые читателями. Первая же книга – роман «Привратник» (1994) – принесла им огромную популярность. За «Привратником» последовали «Ритуал» (1996), «Скрут» (1997), «Пещера» (1998), «Рубеж» (в соавторстве с А. Валентиновым и Г.Л. Олди), «Авантюрист (2000), «Пандем» (2003), «Пентакль» (опять в соавторстве с А.Валентиновым и Г.Л. Олди), «Vita Nostra» (2007), «Цифровой» (2009), многие повести и рассказы. Они лауреаты многих литературных премий, жили в Киеве, с недавних пор обосновались в Москве.

Интервью, специально для «Белого мамонта» взял Алексей Гребенников.

 

 

Что послужило самым первым толчком для Вашей совместной работы?

- Самым первым? Наша встреча, наверное. Мы рассказали друг другу, о чем хотели бы написать-снять-рассказать, и таким образом к чему-то друг друга подтолкнули).

Часто ли преломляется в Ваших работах Ваша личная жизнь?

- Она так и просится преломляться, но мы стараемся ее контролировать. Сергей у нас человек открытый, даже глубоко личное может поведать без утайки. Но Марина всегда на страже. Она следит за тем, чтобы личная жизнь преломлялась до полной неузнаваемости.

Мой дед был потомственным печником, могу Вам сообщить - всё, что Вы написали в "Бродячей искре" - правда. Сейчас искусство создавать очаги утрачено, одни электрообогреватели кругом, не от этого ли рушатся семьи?

- Семьи рушатся (как нам кажется) оттого, что никто не хочет уступить другому хотя бы кусочек своей территории. Своя территория – свята, да, но семья не живет без уступок. Пусть даже символических.

Что бы Вы никогда не отдали "Медному королю"?

- Утреннего кофе с шоколадом, конечно же.

Каким образом приходят к Вам сюжеты? Неожиданно? Или Вы их долго отрабатываете?

- По-разному. Лучшие сюжеты приходит во сне, как это было с «Витой нострой» или рассказом «Крыло». Другое дело, что при такой системе чтобы поймать все лучшие сюжеты – надо спать практически все время. А писать когда?

Моя самая любимая Ваша вещь - "Ритуал". Вы считаете, мы до сих пор "рабы ритуалов"? Или в современном мире "память предков" не имеет значения?

- В современном мире как раз и идет, нам кажется, борьба за память предков – и за право жить без памяти. Другое дело, что мудрую традицию часто выдают за предрассудок, а опасное заблуждение – за святую народную правду.

Какой из миров, увиденных (придуманных) Вами Вас беспокоит - но нет сюжета или не доходят руки? Намекните парой слов, если не секрет.

- Тут надо сосредоточиться, у нас сейчас несколько таких идей. К сожалению, в беглом пересказе они будут выглядеть по-идиотски, так что мы все-таки сначала что-нибудь напишем.

Каков смысл построения все новых и новых миров? Исчерпаема ли Вселенная (замыслов)?

- Да мир-то один, на самом деле, наш. Все, что придумано и написано – зеркала и жестянки, отражающие его так или иначе, и вот этих зеркал может быть бесконечно много, потому что мир отражается и в луже, и в елочной игрушке, и в велосипедном звонке.

В литературе (не только в фантастике) что кажется Вам главным, или точнее, тем, без чего литературы нет?

- Катарсис, сопереживание. Все, что вне этого – нам непонятно.

Настоящий брак - это всегда "Долина совести"? Настоящий влюбленный - "будет ждать, ждать сколько потребуется"?

- Ну, «Долина совести» - это не настоящий брак, а форменное издевательство. А что до настоящей любви… Фокус же не в том, чтобы получить счастье и потребить его, а в том, чтобы измениться, вырасти и создать это счастье. Как везде, главная ось противоречий – между потребительством и творчеством.

У Вас, мне кажется, всегда - варианты семейных отношений, любовных треугольников и прочих подобных "страстей" нет. Только препятствия для героев в них самих. А какое главное препятствие у Вас? "Внутри" Вас?

- Сложный вопрос. Зависит от области приложения. В основном – благородная лень, наверное.

"Цифровые" – это люди "второй степени"?

- Э-э-э… Возможно.

Зачем так страшно в "Vita Nostra" в начале? Кажется дальше по нарастающей должен быть просто ад, но...?

- «Вита ностра» во многом сама себя написала, и это не только авторское кокетство. Поэтому внятно ответить не можем.

И последний вопрос - у зла действительно нет власти?

- Нет, конечно.

Ваши пожелания новому литературному Порталу «Белый мамонт». Чего бы Вы хотели от таких начинаний?

- Мы бы хотели, чтобы портал «Белый Мамонт» стал любимым ресурсом множества творческих, талантливых и умных людей, сетевым домом для новых, ярких, дерзких идей. Удачи!

Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!