Путеводитель по книжным мирам
Стоит прочитать

Сборник. Редактор-составитель В.В.Алексеев

«Из Парижска. Русские страницы»

«Прогресс», Москва, 2011


Дорогие друзья! Литературные рецензии сегодня мало кто читает. К ним нет доверия или интереса. Причины? Первая: читатель думает, что данная рецензия заказная, то есть, написана за деньги или ради рекламы. Вторая: рецензия написана непонятно и неинтересно. Нередко обе причины сочетаются.

Но мне вы можете доверять, потому что деньги ко мне не пристают, а рекламу я не люблю по той простой причине, что она вызывает во мне мрачные чувства (самые разнообразные), а они плохо влияют на здоровье. К тому же, если писать непонятно, разве получится так красиво, как, например такое: «Буйда своим писательством наслаждается, это чувствуется. Нарисует строчку, отложит ручку, воскликнет шепотом: «Ай да сукин сын!» То есть каждое слово-то понятно, но в целом непонятно, куда клонит такой пусть и совсем молодой еще, но уже увенчанный лаврами и ранами очень маститый писатель: после перечисления цитат из рецензируемой книги он делает заключение: «Вот-вот. Не то беда, что Буйда относится к людям с любовной злобой, а то беда, что Буйда слишком хорошо знает, как сочинять хорошую прозу». Однозначно хвалить нынче как-то не принято, но можно обозвать автора «натуральной сучарой», как делает тот же Захар Прилепин, этот приемчик срабатывает лучше всякой рекламы!

Нет, я вас так обзывать не буду. Мне однозначно хочется авторов сборника похвалить! По классификации, предлагаемой литературным Порталом «Белый мамонт», это «книга надолго». И вовсе не потому, что на безрыбье и рак рыба. Хотя следует признать, что позорно мало нынче выпускается книг, журналов и альманахов, исходящих от русской диаспоры во Франции. Я уже не говорю про газеты. В 1928 г. , например, во Франции издавалось 52 русских газет и журналов, а сколько было русских типографий и издательств! Сейчас – ни одного издательства. Наверное, русские литераторы скукожились совсем, поскучнели лицом, пишут в стол или промышляют сугубо в Интернете. Но тем более приятно взять в руки 200 страниц прекрасных русских текстов: здесь и проза, и стихи, и комментарии к фото, и перевод французской пьесы.

Давно пора. Без таких книг культура станет тонкой яблочной кожурой, о чем мрачно пророчил Ницше. Читая и перечитывая книгу, задумываешься над вопросами, которые так и висят, словно Дамоклов меч, над всякой русскоязычной головой: «У нас одна историческая родина или теперь уже 2-3? Мы ее, родину (хотя бы малую) больше любим или ненавидим? Мы – одна нация или распались на осколки? Белые, красные, зеленые, первая-четвертая волны эмиграции... Рабы, господа, олигархи... У нас один язык или есть уже русский дальне-зарубежный, ближне-зарубежный и просто российский (русский)? В любом варианте он зачастую похож на язык ГУЛАГа, – а неужели это то самое, что нас больше всего объединяет?

Сборник начинается с предисловия, обрисовывающего положение русской литературы во французском зарубежье. Жаль, что русские олигархи предпочитают спасать «Франс суар» (хоть и безуспешно). Спасите лучше нескольких пишущих русских писателей и поэтов, журналисты сами себя спасут (столько клубнички кругом, успевай только выдавать свою трактовку событий в каком-нибудь, скажем, «Софителе»). Сборник прекрасно передает ощущения русского эмигранта нынешних «мудрых времен». Виталий Амурский – «Дно памяти». Отболевшая душа – это часть нашего эмигрантского «я», и по правилу воронки каждый живущий во Франции русский найдет себя в этих стихах. Чем больше живем в эмиграции, тем сложнее отношения с Родиной – и физические, и ментальные. В стихах В. Амурского великолепно звучат и французские реалии. Кстати, тема «Сент-Женевьев-де-Буа» представлена и в замечательном рассказе «Русский дом» Марка Казарновского.

Перечитывая стихи Леси Тышковской, разбираясь в ее поэтических образах, вслед за автором переживешь катарсис, и не один раз. Вызывает большое уважение сочетание текстов Анатолия Вайнштейна и черно-белых фотографий Владимира Базана (жанр, который незаслуженно задвинут нынешним вездесущим гламуром)...

Я пока приостановлю перечисления, не потому, что другие авторы плохи, нет, напротив, они человечны и искренни. Просто длинных отзывов здесь не надо. Еще и потому, что 19 сентября, после «Русского форума» в Париже, я сажусь в поезд «Париж-Москва», о котором устами Марка Казарновского на странице 29 сборника «Из Парижска» сказано: «отменен из-за нерентабельности». На момент написания рассказа, может быть, он уже и был отменен, но нашлись все-таки отдельные чудаки и охотники за местами люкс, которые делают его (пока! но только один вагон) рентабельным. Благодаря ему 21 сентября я прибуду в Россию, «не на родину, а на дно самой себя».

Все-таки лучше, если хотя бы один этот вагон будет ходить. Хотя, конечно, ходить должен поезд Париж-Москва. А еще лучше, если будет ходить поезд Парижск-Москва-Новосибирск-Владивосток. Даже если он и убыточный.

Не в деньгах и самоокупаемости литературное счастье.

Татьяна Вьюгина. Монпелье

Список "Стоит прочитать"
Геннадий Прашкевич:

Литература — это то, что мы читаем. Но всегда ли мы читаем то, что надо читать? Всегда ли мы выбираем ту книгу, которая нужна именно Вам и именно сейчас? В магазинах полки забиты книгами, но торопящемуся читателю, у которого разбегаются глаза от обилия чудовищно однообразных обложек, трудно понять, что Лем предпочтительнее детективов ДД, а Борхес интереснее измышлений ВП? И почему нам всегда подсовывают книгу, что так похожа на соседнюю?

Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» — это Ваш путеводитель по миру книг, на которые не жаль терять время. Повести, романы, стихи, научно-популярные работы и работы художников, приключения и фантастика, не замутненные отсутствием вкуса — мы знаем множество книг, мы знаем множество авторов, которые позволят Вам понять, что умным быть выгодно!

Ждем Вас, ждем Ваших произведений, ждем Вашего участия в конкурсах и участия в литературных оценках, потому, что ничто не дает столько пользы, как хороший спор и верно выстроенные приоритеты.

Семинар Прашкевича
Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!