«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.» (“К критике политической экономии”,1859).
Почему-то Маркс "не догадался" этот тезис обратить на него самого. Тогда бы пришлось ему признать, что и он обусловлен общественным бытием, а потому не вправе притязать на универсальную значимость.
Алексей Буров «Рационализм как служение истине»
Комментарии читателей:
-
Вернуться к произведениюБорис
01.10.2014 21:02:54
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.» (“К критике политической экономии”,1859).
Почему-то Маркс "не догадался" этот тезис обратить на него самого. Тогда бы пришлось ему признать, что и он обусловлен общественным бытием, а потому не вправе притязать на универсальную значимость.